7 сентября 2020 года из 49-го экспедиционного рейса вернулось научно-исследовательское судно «Академик Николай Страхов» (порта приписки Калининград, Атлантической базы флота) – филиала ИО РАН, продолжительность рейса 21 суток, начальник экспедиции Сорохтин Николай Олегович. Район работ акватория Баренцева моря и западная часть Карского моря. Порт выхода и возвращения — Архангельск.
Организатор (заявитель) экспедиции:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН.
Участники экспедиции:
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Геологический институт Российской академии наук;
Геологический институт – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук»;
Федеральный исследовательский центр «Кольский научный центр Российской академии наук»;
Институт проблем промышленной экологии Севера – обособленное подразделение Федерального государственного бюджетного учреждения науки Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук»;
Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего образования Мурманский государственный технический университет;
Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова.
Цель работ:
Проведение комплексных геолого-геофизических, геоморфологических и гидрофизических исследований на шельфе Баренцева и Карского морей. Изучение природных рисков и проведение картирования рельефа и верхней осадочной толщи с целью определения быстрых изменений морского дна для минимизации негативных последствий при планируемой круглогодичной эксплуатации Северного Морского пути и в районах освоения нефтегазовых месторождений в морях западного сектора российской Арктики.
Основные задачи:
1) Обоснование наиболее вероятного сценария развития природных обстановок западного арктического шельфа РФ на фоне продолжающегося потепления климата, повышения уровня моря и усиливающегося воздействия антропогенных факторов. Баренцево и Карское моря имеют важнейшее экономическое значение для России. Возрастающая необходимость высокоэффективного практического использования ресурсов шельфа требует детального анализа современного состояния природной среды, а изучение рельефа дна и верхней осадочной толщи в широком историческом аспекте является важнейшей ее составляющей. В данном регионе в условиях потепления климата изменения природной среды будут более значительными и могут произойти раньше, чем в низких и умеренных широтах. Совместно с постоянно возрастающим антропогенным прессом, деструктивные процессы могут носить катастрофический и необратимый характер. Район предполагаемых исследований относится к числу нефтегазоносных и изучение его развития является актуальной задачей не только с фундаментальной, но и практической точек зрения. Полученные данные могут быть использованы для решения одной из актуальных фундаментальных задач четвертичной геологии, геоморфологии и палеогеографии — уточнения границ распространения покровных оледенений на шельфе западной Арктики.
2) Определение наличия, границ и размеров возможного простирания подводных многолетнемерзлых пород и эмиссии газов различного генезиса с привязкой сейсмоакустических данных к результатам бурения (кернам) как реперам для определения вещественного состава и генезиса различных слоев верхней осадочной толщи. Наличие газа существенно меняет акустические свойства осадков и, прежде всего, скорость распространения упругих колебаний. Применение высокоточных геофизических комплексов даст возможность эффективно определять зоны аномального газонасыщения в водной и верхней осадочной толщах.
3) Оценка современных опасных природных процессов, включая экзарационное воздействие на морское дно. Опасность также представляют особенности структуры морского дна, связанные с процессами газовыделения – покмарки, пинго-подобные структуры, а также новейшие тектонические движения.
4) Разработка рекомендаций по созданию составной части комплексной системы геолого-геофизического мониторинга морского дна с использованием новых аппаратных комплексов для высокоточного картирования рельефа и верхней осадочной толщи с целью прогноза негативных и катастрофических изменений природной среды.