26 августа 2015 года из Архангельска в свой 63-й рейс вышло научно-исследовательское судно Института океанологии НИС «Академик Мстислав Келдыш».
На борту судна научные сотрудники проводили исследования в различных областях науки. С помощью специальных аппаратов велось изучение морского дна. Эксперименты проводились как в открытом море, так и на архипелаге Новая Земля. В этой экспедиции ученых ждала встреча с суровой Арктикой и ее обитателями. Говорит Николай Андреевич Римский-Корсаков, доктор технических наук, заведующий Лабороторией гидролокации дна, заместитель директора Института Океанологии им. П. П. Ширшова: «Экспедиция 2015 года в Карское море вышла из Архангельска и имела основной целью исследовать экологию Карского моря, экологию заливов Карского моря в присутствии захоронения радиоактивных отходов, а также вести экологические и, прежде всего, ресурсные исследования в море Лаптевых.
Задачи той группы сотрудников, которая непосредственно работала по госконтракту МЧС России, заключались в уточнении местоположения потенциально опасных объектов, а именно — захоронений твердых радиоактивных отходов в заливах Новой Земли и Новоземельской впадине, обследовании этих объектов, определении радиационного фона прилежащей территории. В этой связи, одна из главных задач — это контроль тех защитных барьеров, которые отделяют радиоактивное вещество от окружающей среды. Технология обследования подводных потенциально опасных объектов — и не только радиационно опасных, но и химически опасных — включает несколько этапов.
Работы первого этапа проводятся в том случае, если местоположение объекта точно неизвестно, а известен приблизительный район по архивным данным. В этом случае используется гидролокация. И, в первую очередь, гидролокаторы бокового обзора — для поиска этих объектов и уточнения их местоположения. В нашей экспедиции удалось подтвердить два таких места захоронения твердых радиоактивных отходов в виде контейнеров в заливе Седова и в заливе Ога.
После идентификации объекта следует этап оценки степени его опасности, то есть производятся измерения с использованием гамма-спектрометров — так определяется радиационная опасность. Подводные гамма-спектрометры устанавливаются на телеуправляемые аппараты, и ведется целенаправленное измерение. Используется метод отбора проб грунта вокруг объекта, что позволяет исследовать степень загрязнения участков дна, прилегающих к объектам.
Одним из методов мониторинга состояния радиационного фона вблизи объектов является использование автономных устройств подводного радиационного мониторинга — АУПРМ. Эти устройства в виде притопленного буя устанавливаются вблизи потенциально опасного объекта, и, в течение продолжительного срока (как правило, это один год), ведут контроль радиационного фона вблизи объектов. Нашей экспедиции требовалось произвести подъем трех таких устройств, которые были установлены в 2013 году в ходе другой нашей научно-исследовательской экспедиции на судне «Профессор Штокман». Буи были достаточно успешно подняты. При этом использовались все средства: и катер, и телеуправляемый аппарат, и само судно. Все это позволило нам безаварийно поднять буи, привести их в Москву и сдать в МЧС России.
Помимо исследований подводных объектов, во время экпедиции велось наблюдение за радиационным фоном на берегу: осуществлялись высадки сотрудников на берег, где они делали радиационную съемку, которая также показала удовлетворительное состояние радиационной обстановки. Что можно сказать по результатам исследований? Нигде в заливах, обследованных нами в тех местах, где мы были, не обнаружено превышение радиационного фона. В целом можно сказать, что радиационная обстановка в заливах Новой Земли и Новоземельской впадине удовлетворительная. Влияние затопленных обектов с твердыми радиоактивными отходами на экосистему района не обнаружено.
Приятно, что, помимо рутинной работы по мониторингу и измерению радиации, нам удалось сделать своего рода маленькие открытия, в том числе идентифицировать затопленные суда в Новоземельской впадине и подтвердить захоронения в заливах Седова и Ога.»