Дорогие коллеги!
2019 год, особенно апрель месяц, явился насыщенным памятными датами в истории научно-исследовательского судна "Витязь" III.
В 1939 году, на судоверфи в Бремерхафене (Германия) был построен грузопассажирский теплоход "Марс", который специализировался на перевозке фруктов и пассажиров из южных стран в Германию. После войны, в феврале 1946 года судно "Марс", как трофей, было передано Советскому Союзу. Специальным постановлением Правительства СССР, инициированным директором Института океанологии академиком П.П. Ширшовым, Институту поручалось провести переоборудование судна в научно-исследовательское, с последующим использованием в изучении Дальневосточных морей СССР.
Название "Витязь" судно получило в честь двух исторических российских судов, носивших имена "Витязь".
- I -ий "Витязь" — парусно-винтовой корвет, на котором в 1870 — 71 годах совершил плавание к Новой Гвинее русский этнограф Н.Н. Миклухо — Маклай;
- II — ой "Витязь" — парусно-винтовой корвет, на котором в 1886-89 годах адмирал С.О. Макаров, один из первых, проводил океанографические исследования. По их результатам написал книгу "Витязь" и Тихий океан". На фронтоне Океанографического музея в Монако, среди названий 10 выдающихся кораблей, внесших вклад в изучение Мирового океана, начертано имя корвета "Витязь".
Переоборудование судна "Витязь"III в научно-исследовательское проводилось в 1946-48 годах. В тоже время осуществлялось становление самого Института океанологии Академии наук СССР. Многие оригинальные научные приборы и оборудование, в том числе и лебедки, были разработаны советскими учеными и инженерами, при участии Института океанологии; построены и установлены в период переоборудования судна. Они обеспечили введение в океанологическую практику исследований новых методик, что позволило создать и новые научные направления.
"Витязь"III — первое российское и единственное в мире крупнотоннажное (водоизмещение 5710т) научно-исследовательское судно, открывшее неограниченные возможности в комплексном исследовании Мирового океана.
НИС "Витязь" — настоящий плавучий Институт: 14 лабораторий для 70 участников экспедиции; экспериментальная мастерская, фотолаборатория, хранилище для взятых проб и научных коллекций; автономность плавания до 18500 миль; хорошие мореходные качества, позволявшие работать при волнении 7-8 балов; 8 лебедок — работа до предельных глубин Мирового океана.
1 апреля 1949 года, 70 лет назад, НИС "Витязь" был передан Академии наук СССР.
13 апреля 1949 года, 70 лет назад, НИС "Витязь" вышел из Одессы в свой первый рейс, продолжительностью 12 дней, в котором, после оборудования судна, проверялась работа всех судовых механизмов, проводились испытания и наладка нового научного оборудования, отработка методик палубных и лабораторных работ по всем направлениям океанологической науки.
Начальником рейса был заведующий химическим Отделом Института, доктор химических наук, профессор Семен Владимирович Бруевич, имевший к этому времени большой опыт работы в других экспедициях на разных морях.
Первый рейс «Витязя» проходил в западной и центральной частях Черного моря. Маршрут рейса, длиною всего 840 миль, включал три разреза: меридиональный от Одессы на юг, разрез по параллели к Ялте и глубоководный разрез от м. Сарыч по направлению к Босфору.
Несмотря на короткую продолжительность рейса и небольшое количество станций (всего 16) результаты рейса получились интересными и полезными. Получены длинные грунтовые колонки из глубоководной области моря с осадками, отложенными в условиях сероводородного заражения. Под поверхностными слоями донных осадков обнаружены захороненные воды повышенной солености, отвечающие периоду свободного проникновения средиземноморских вод в котловину Черного моря через проливы Босфор и Дарданеллы (Карангатское время). Собраны и изучены формы бентоса шельфа и материкового склона. На всех станциях взяты гидрологические серии, измерены скорости течений на разных глубинах. Эхолотом прощупано подводное продолжение русла Дуная (подобие каньона), получены интересные факты в области биологии, химии, гидрологии. Внесен ряд усовершенствований в палубное оборудование, в частности, в конструкции биологических тралов, лебедок и грунтовых трубок.
За полученные результаты в первом рейсе НИС "Витязь" С.В. Бруевич и несколько других участников экспедиции и сотрудников Института были удостоены звания Лауреата Государственной (бывшей Сталинской) премии.
Первый рейс НИС "Витязь" заложил начало "Эпохи "Витязя" " в отечественной океанологии.
Последующие 9 лет (24 рейса) НИС "Витязь" провел в интенсивных исследованиях дальневосточных морей России. С 1957 года начались исследования по всему Мировому океану. В течение более двадцати лет исследования, проводимые на НИС "Витязь" по биологии, физике, химии и геологии были лидирующими в мировой науке об океане. На борту судна возникла и сформировалась советская школа океанологии. Многие молодые сотрудники, начав здесь свой путь в науке, стали впоследствии известными учеными. Работы по выявлению биологических ресурсов принесли открытия новых форм и жизненных зон животного мира. В общей сложности за время научных экспедиций было описано более 1100 новых биологических видов, 25 неизвестных ранее семейств и отрядов животных и растений. Эти данные свидетельствуют о неоценимом вкладе НИС "Витязь" в изучение жизни в Мировом океане, особенно в его глубоководных районах. Было внедрено в практику биологических исследований около 20 новых орудий лова и приборов, больше половины из которых сконструированы и изготовлены на судне.
Исследования рельефа дна привели к открытию новых глубин (Марианская впадина – 11022м), подводных гор и хребтов, о чем свидетельствуют географические названия с русскими именами на картах Мирового океана. Важными работами были: обнаружение скоплений железомарганцевых конкреций, металлоносных осадков, фосфоритов; первые исследования по нефтегазоносности дна Мирового океана. Впервые применена полигонная методика исследований.
Большое место в работах НИС "Витязь" занимали гидрофизические исследования, значительными результатами которых были: открытия новых течений в экваториальных частях Тихого и Индийского океанов; получение схем циркуляции водных масс Южной части Тихого океана, в глубоководных желобах Мирового океана и в дальневосточных морях России; изучение внутренних волн и вихрей синоптического масштаба в Атлантическом океане.
НИС "Витязь" успешно участвовало во многих международных проектах: "Международный геофизический год" 1957-1959 гг, "Индоокеанская экспедиция" 1959-62гг, "Рифтовые зоны океана"1967-71гг, "Полимоде" 1977-78гг и других. На его борту работали ученые, представляющие многие наиболее известные океанологические центры мира.
Обширные данные, собранные на НИС "Витязь"о Мировом океане, легли в основу большого количества научных статей и десятков книг, в том числе десятитомной монографии «Тихий океан». Выдающиеся результаты, достигнутые учеными Института, были отмечены многими правительственными наградами, Ленинскими и Государственными премиями, золотыми медалями Академии наук СССР.
22 апреля 1979 года, 40 лет назад, закончился последний 65 рейс НИС "Витязь" в порту Калининград. Судно вышло из Новороссийска 17 февраля 1979г. В экспедиции было семь отрядов: планктона (нач-к Л.А. Пономарёва), бентоса (нач-к Н.Г.Виноградова), нектона (нач-к Н.В. Парин), биохимический (нач-к Е.М. Крепс), гидрофизический (нач-к Г.Н. Иванов-Францкевич), геохимический (нач-к Э.А. Остроумов), геологический (нач-к Е.М. Емельянов).
Возглавлял экспедицию А.А. Аксенов, научным руководителем был Т.С. Расс, капитаном — К.В. Соколов. В экспедиции выполнялись две основные задачи.
Первая — комплексное исследование глубоководных впадин Средиземного моря и Иберийской котловины Атлантического океана, что являлось составной частью научной программы "Европейские моря под воздействием океана и материков". Было выполнено 37 станций. Несмотря на небольшое количество выполненных станций были получены интересные научные результаты.
Гидрофизический отряд, кроме батометрических серий, использовал зонд "Аист" для получения непрерывных данных по распределению температуры и солености воды до глубины 2000 метров. Была отмечена чрезвычайно однородная температура до глубины 1000м. Это явилось следствием экстремального шторма, охватившего Средиземное море во второй половине февраля 1979г.
Отряд планктона подтвердил известное ранее исследование о бедности планктона в Средиземном море. Резким контрастом было обилие планктона в районе Иберийской котловины в Атлантическом океане.
Биологические исследования дали ряд важных материалов. Оказалось, что глубоководные районы Средиземного моря недостаточно изучены. Обнаружена скудная фауна равноногих ракообразных на глубине 3600м, почти на 1000м глубже, чем указывалось ранее. Получены экземпляры многих видов беспозвоночных и рыб, что позволило дополнить известные списки нектона новыми видами и пополнить коллекции Института. В частности в трал попали 2 экземпляра плавникового осьминога, что позволило уточнить описание вида. Полученные данные о составе донной фауны и нектона в глубоководных районах побудили пересмотреть представления о месте Средиземного моря в зоогеографическом районировании.
Биохимический отряд собрал очень интересный материал. Академик Е.М. Крепс давно занимался липидами головного мозга рыб. Было собрано и зафиксировано 37 проб мозга рыб, охватывающих 29 видов, добытых в определенных условиях температуры и давления воды. Давление и температура отчетливо определяют состав липидов. Эти исследования имели фундаментальное значение и давали очень важные материалы к теории эволюции морских животных.
Отряды геологии и геохимии получили весьма представительный материал по осадкам Средиземного моря. Во всех колонках и дночерпательных пробах обнаружена сходная картина. Верхняя окисленная пленка сменяется осадком, характеризующимся чертами слабо восстановительной обстановки.
Это результат относительно невысокой биологической продуктивности Средиземного моря и соответственно малого количества органического вещества в осадках. Впервые в судовых условиях осуществлены определения селена в осадках. Проведены массовые определения форм соединений железа, марганца и серы. Налажено определение абсолютного возраста радиоуглеродным методом. Получено 56 абсолютных датировок. В частности, определен возраст вулканических пепловых прослоек, связанных с извержениями Везувия, в том числе и в историческое время.
Вторая задача экспедиции состояла: в расширении научных контактов, ознакомлении зарубежных коллег и общественности с достижениями советской океанологии, попутные научные работы участников рейса в океанологических центрах, во время заходов судна в иностранные порты. НИС "Витязь"зашло в порты: Марсель (Франция), Барселона (Испания), Лиссабон (Португалия), Дувр (Англия), Копенгаген (Дания).
Выполняя вторую задачу экспедиции, участники рейса: провели серию докладов в океанологических центрах и Институтах портов заходов, ознакомились с их работой и научным оборудованием; обменялись изданиями и научными материалами; приняли на борту
"Витязя" многочисленные делегации, с демонстрацией корабля, его лабораторий и оборудования; провели ряд пресс-конференций; передали более 500 томов научной литературы в библиотеки стран заходов.
Наиболее важные контакты во время заходов.
Марсель. На судне была устроена большая пресс-конференция для ученых и журналистов, на которой присутствовали и советские дипломатические представители. Судно посетили официальные лица Национального центра по эксплуатации богатств океана (KHEKCO), Департамента океанографии ЮНЕСКО, Марсельского университета, Парижского университета, сотрудники биологической станции "Андум" и фирмы "КОМЕКС" (где проводятся работы по глубоководным погружениям человека). Всего — более 25 человек.
Барселона. Судно посетили научные сотрудники Института рыболовства, Университета и многочисленные делегации Общества испано-советской дружбы. Всего — более 40 человек. НИС "Витязь" принял посла СССР в Испании Ю.В. Дубинина.
Лиссабон. "Витязь" оказался первым советским научно — исследовательским судном, посетившим Лиссабон. О приходе судна была дана обширная информация по радио, телевидению и в газетах. На судне были проведены две пресс-конференции. Впервые советские ученые посетили основные океанографические центры Лиссабона: Национальный институт рыболовства, Морскую лабораторию Университета, Институт гидрографии, Национальную лабораторию гидротехнического строительства, Аквариум. Свыше 60 португальских ученых из перечисленных учреждений ознакомились с судном и работами советских коллег. НИС "Витязь" принял посла в Португалии А.И. Калинина.
Дувр. Длительная стоянка (9 дней) в Дувре позволила совершить несколько продуктивных поездок в Лондон. Основная работа ученых проходила в Британском Музее Естественных Наук. Ученые ознакомились с принципами экспозиции и коллекциями Музея; поработали с коллекциями рыб, кишечнополостных, брахиопод, головоногих моллюсков; провели научные дискуссии со специалистами Музея; выяснели многие вопросы таксономии изучаемых групп; обменялись рядом экспонатов, отсутствовавших в Музее и в наших коллекциях, а также научными публикациями. Британский Музей Естественных Наук является всемирно известным научным центром, одним из крупнейших в мире хранилищ зоологических, палеонтологических, минералогических коллекций, включающих уникальные материалы кругосветных экспедиций "Челленджера" , "Дискавери-1". Директор Музея отметил научное значение переданных советскими учеными материалов и публикаций не только для сотрудников Музея, но и для ученых других стран, систематически работающих в Музее.
Копенгаген был последним портом захода НИС "Витязь". Ученые экспедиции посетили Международный Совет по изучению морей (ИКЕС), Университетский Зоологический Музей, Датский аквариум. На НИС "Витязь" были приняты ученые указанных учреждений, где прошли взаимные консультации по собранным во время рейса биологическим материалам, обмен материалами и научными изданиями.
Схема маршрута 65-го рейса НИС «Витязь»
Последняя 65я экспедиция НИС "Витязь" была юбилейной. 1 апреля 1979 года исполнилось ровно 30 лет с того дня, когда судно было передано Академии наук СССР. Участники экспедиции отмечали юбилей в Атлантическом океане. На судно поступило 64 поздравительных радиограммы, в том числе: президента Академии наук СССР, Министра Морского флота, ЦК ВЛКСМ, Всесоюзного географического общества, многих Институтов АН СССР, известных ученых и других.
За 30 лет плаваний в Мировом океане на НИС "Витязь" было пройдено 733 000 миль общего маршрутного пути, совершено 7943 океанографических станций, затрачено 5162 суток (более 14 лет) экспедиционного времени. Это время совершенно справедливо называют "Эпохой "Витязя" в советской океанологии, обеспечившее судну почетное место среди научных кораблей других стран, а в Музее Мирового океана (г. Калининград), как судно — мемориал.
Отмечая общепризнанные заслуги НИС "Витязь"III в изучении Мирового океана, Дирекция Института поздравляет участников прошедших экспедиций и всех сотрудников Музея Мирового океана с памятными датами 70 — летием первого и 40 — летием последнего рейсов судна. Желаем всем доброго здоровья, благополучия и новых творческих успехов, во благо Российской океанологической науки и её общественной популяризации.
А.Г. Волочков