12 сентября 2020 года из 50-го экспедиционного рейса вернулось научно-исследовательское судно «Академик сергей Вавилов» (порта приписки Калининград, Атлантической базы флота) – филиала ИО РАН, продолжительность рейса 37 суток, начальник экспедиции Сергей Васильевич Гладышев.
Научная цель и задачи рейса
Район Северной Атлантики является ключевым для понимания процессов, определяющих все климатические изменения не только в самой Атлантике, но и в морях Европейской части России.
Основная цель экспедиции состоит в проведении наблюдений за температурой, соленостью, течениями, гидрохимическими и метеорологическими параметрами на разрезе A1 (59.5 с.ш.) и вдоль подводного Гренландско-Шотландского хребта для продолжения долговременного мониторинга состояния гидрологической и динамической структуры вод Северной Атлантики с целью выявления климатической изменчивости этого района океана.
Основные задачи экспедиции
1. Сбор данных о температуре и солености от поверхности до дна на стандартной сетке станций трансатлантического разреза вдоль 59.5 с.ш. и вдоль Гренландско-Шотландского хребта.
2. Сбор данных о течениях при помощи погружаемого ADCP WHS300 kHz на стандартной сетке станций трансатлантического разреза вдоль 59.5 с.ш. и вдоль Гренландско-Шотландского хребта
3. Сбор данных о течениях по ходу движения судна при помощи судового ADCP OS75.
4. Сбор данных по ходу движения судна о поверхностной температуре и солености термосоленографом SBE21.
5. Отбор проб и определение концентрации растворенного кислорода в морской воде.
6. Визуальные наблюдение за состоянием поверхности моря;
7. Попутные измерения пространственной картины состояния морской поверхности при помощи судового радара;
8. Забортные измерения морского волнения при помощи волномерного буя Spotter
9. Сбор данных судового навигационного оборудования;
10. Сбор стандартных метеорологических данных: скорость/направление ветра, температура, влажность и давление.
Научные задачи экспедиции
1. Расчет T,S индексов основных водных масс Субполярного круговорота для анализа межгодовой и долгопериодной изменчивости.
2. Оценка глубины зимней конвекции ее широтных размеров и средних характеристик ядра конвекции в море Ирмингера.
3. Расчет средних характеристик ядра ЛПВ в Исландском бассейне для анализа межгодовой и долгопериодной изменчивости.
4. Анализ основных характеристик струй Субполярного круговорота.
5. Расчет переноса вод основными струями Субполярного круговорота.
6. Построить схему анализа спектральных характеристик волнения, полученных при помощи данных судовых навигационных радаров и валидация результатов на основе данных волномерных буев Spotter;
7. Собрать интегральную информацию о состоянии морской поверхности по траектории судна, использовав имеющийся набора данных: визуальные наблюдения, высокоразрешающее моделирование, данные судового радара, данные волномерных буев Spotter;
8. Разработать прототип протокола внедрения в оперативное использование сбора данных судового навигационного радара на НИС ИО РАН.
Ожидаемые результаты
Состояние морской поверхности.
• При помощи навигационного радара будут получены пространственные картины, интегральные спектры морского волнения высокого разрешения по всей траектории маршрута.
• При помощи волномерного буя будут получены высокоточные данные морского волнения в некоторых точках гидрологических измерений. Примерная схема точек показана в Приложении А.
• Методология и результаты калибровки характеристик волнения, восстановленных по данным судовых навигационных радиолокаторов, на основе волномерных буев Spotter.
• Наблюдателем будут зафиксированы данные о состоянии морской поверхности, которые будут соотнесены с инструментальными измерениями из пунктов выше и получена оценка смещения визуальных наблюдений
Метеорологический наблюдения при помощи метеостанции
• Будут получены синоптические условия, сопровождающие работу судна: температура, ветер и давление
• Будут рассчитаны турбулентные потоки импульса, тепла и влаги по траектории движения судна
Состав экспедиции
Экспедиция формируется из сотрудников и аспирантов Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН и его Северо-Западного отделения (СЗО ИО РАН, г. Архангельск), а также АБФ (Калининград).
В экспедиции также принимают участие сотрудники других научных организаций и студенты вузов России:
Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (г. Москва);
Московского физико-технического института (государственный университет) (г. Долгопрудный);
Всего в составе экспедиции планируется участие 20 человек.
Расчёт времени работ 50 рейса НИС “Академик Сергей Вавилов”
Выход из порта Калининград – 7 августа 2020 г.
Начало работ на разрезе 59.5° с.ш. - 11 августа 2020 г.
Окончание работ на разрезе 59.5° с.ш. — 23 августа 2020 г.
Начало работ на разрезе САХ – 24 августа 2020 г.
Окончание работ на разрезе САХ — 27 августа 2020 г.
Начало работ в Датском проливе — 28 сентября 2020 г.
Окончание работ в Датском проливе — 30 сентября 2020 г.
Начало работ на порогах и разрезе южнее Фарер - 1 сентября 2020 г.
Окончание работ на порогах - 8 сентября 2020 г.
Возвращение в Калининград - 12 сентября 2020 г.