Рейс выполнялся в соответствии с Планом морских экспедиций ФАНО России на 2017 г., с Планом научно-исследовательских работ ФГБУН Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН на 2017 г., Направлением 133 — Мировой океан (физические, химические и биологические процессы, геология, геодинамика и минеральные ресурсы океанской литосферы и континентальных окраин; роль океана в формировании климата Земли, современные климатические и антропогенные изменения океанских природных систем), Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020, а также по проекту РНФ № 15-17-10020 «Физические и динамические свойства частиц морского микропластика и их перенос в бассейне с вертикальным и горизонтальным градиентом солёности на примере Балтийского моря» и международному проекту DAIMON № 984589 по проблеме затопленного химического оружия.
Задачи экспедиции
- измерение гидрофизических характеристик водной среды и содержания кислорода на непрерывных разрезах через бассейны Южной Балтики с акцентом на придонный и промежуточный слои, подверженные влиянию «больших затоков»;
- отбор проб воды и донных отложений для многоцелевого анализа,
- идентификация и картирование донных ландшафтов на выбранных участках в дополнение к данным, полученным ранее;
- развитие аппаратурно-технического комплекса, необходимого для решения поставленных задач;
- изучение характеристик планктона и бентоса в разных бассейнах Балтийского моря в связи со структурой вод;
- описание состава и структуры фитопланктона в условиях «цветения» с параллельным исследованием содержания цианобактериальных токсинов в воде.
- получение данных по встречаемости, популяционным и биологическим характеристикам некоторых видов-вселенцев Балтийского моря;
- оопределение содержания биогенных элементов (азота, кремния и фосфора) и стабильного изотопа водорода — трития в воде;
- оценка содержания частиц микропластика в различных горизонтах водной толщи и донных осадках.
В рейсе использовались мультипараметрический и микроструктурный зонды для описания структуры вод и оценки интенсивности перемешивания; автономные донные станции со стандартными и экспериментальными измерителями скорости течений для изучения особенностей водообмена на трассе прохождения «больших затоков»; гидроакустические приборы для исследования рельефа дна и структуры донных отложений; пробоотборники воды и донных отложений, установка для забора и фильтрации больших объемов воды с различных горизонтов для определения содержания микропластика во взвеси, планктонные сети, телеуправляемые подводные аппараты с видеокамерами для обследования дна и донных объектов и подъема потерянных приборов. Расположение непрерывных разрезов, комплексных океанографических станций и донных станций было согласовано с аналогичными измерениями в предшествующие годы и результатами моделирования.
Объем выполненных работ
1 |
Пройдено миль |
1899.6 |
2 |
Непрерывных геоакустических профилей, км |
579 |
3 |
Количество CTD станций от поверхности до дна |
341 |
4 |
Количество/протяженность непрерывных разрезов CTD, км |
10/767 |
5 |
Количество станций с измерениями турбулентности зондом «Баклан» |
27 |
6 |
Выполнено постановок донных станций с измерителем течений |
6 |
7 |
Выполнено пусков донного дрифтера с GPS трекером |
1 |
8 |
Выполнено непрерывных метеонаблюдений, сут |
20 |
9 |
Количество станций отбора проб воды и осадков |
17 |
11 |
Отобрано проб на гидрохимию (биогены, рН) |
90 |
12 |
Отобрано проб на фитопланктон |
17 |
13 |
Отобрано проб на зоопланктон |
32 |
14 |
Отобрано проб на ихтиопланктон |
13 |
15 |
Отобрано проб на макрозообентос |
48 |
16 |
Отобрано проб донных отложений на цианотоксины |
8 |
17 |
Отобрано проб на содержание микропластика в воде |
77 |
18 |
Отобрано проб на содержание микропластика в грунтах |
17 |
Основные научные результаты
Вслед за летней (июнь-июль 2017 г.) океанографической съемкой Южной Балтики выполнена детальная повторная съемка структуры вод на разрезах с пространственным разрешением 2 морские мили. При этом получена информация о затоке соленых/плотных вод, являющихся единственным источником кислорода для поддержания жизненных процессов во впадинах моря.
Успешно испытана новая техника работы на непрерывных разрезах на ходу судна, позволяющая значительно повысить и скорость прохождения разреза, и пространственное разрешение с сохранение высокого качества данных по тонкой структуре и придонному слою.
С помощью экспериментиального микроструктурного зонда получены дополнительные сведения об интенсивности турбулентного перемешивания в районе Слупского порога, где происходит наиболее активное взаимодействие потоков сильно и слабо аэрированных вод и эпизодически формируется придонное гравитационное течение, поставляющее соль и кислород в центральные районы моря.
Показана возможность исследовать придонные течения, в т.ч. очень слабые, доступными недорогими приборами, которая будет использована в дальнейшем. Оценки малых скоростей получены с помощью сконструированных в АО ИОРАН инклинометрических регистраторов течений и донного дрифтера, трассируемого в открытом море. Результаты измерений экспериментальными методами согласуются с данными, полученными стандартным акустическим профилографом скорости Aanderaa RDCP.
С помощью штатного судового многолучевого эхолота получены дополнительные детальные изображения дна и данные о стратификации и мощности донных отложений в различных районах Балтики.
Собран дополнительный материал для оценки влияния затоков на состав и структуру сообществ макрозообентоса в бассейнах Балтики.
Собран дополнительный материал по планктону в осенний период в т.ч. для анализа цианотоксинов в различных бассейнах Балтийского моря.
Собран дополнительный материал для анализа содержания биогенных элементов (азота, кремния и фосфора) и стабильного изотопа водорода — трития в воде.
Собран дополнительный материал для оценки содержания частиц микропластика в различных горизонтах водной толщи и донных осадках.
Доработана и проверена техника подъема со дна потерянного оборудования путем протаскивания по дну «кошки», оснащенной видеокамерой. Операция успешно выполнена с борта судна без спуска маломерных плавсредств.