27 января 2017 - НИС «Профессор Штокман»

131-ый рейс НИС «Профессор Штокман»

6 апреля 2016 г. завершился 131-й научный рейс НИС «Профессор Штокман» в юго-восточной части Балтийского моря (российский сектор). Научный состав экспедиции включал 21-го участника из АО ИО РАН, ИО РАН, ВСЕГЕИ и БФУ им. И.Канта. Ценный практический опыт приобрели три магистранта БФУ им. И. Канта. В ходе экспедиции выполнены 22 комплексные океанологические станции и пройдено 600 морских миль (рис. 1)

Рис. 1. Схема маршрута и судовых станций 131-го рейса НИС «Профессор Штокман»
 

На океанологических станциях выполнены CTD-зондирования, лов зоо- и ихтиопланктона, отобраны пробы воды и грунта на различные виды анализов для определения экологического состояния морской среды. На двух станциях выполнены снятие/постановка седиментационных ловушек, а так же на одной из них установлены опытные образцы автономного многоканального термографа и автономной многопозиционной седиментационной ловушки, изготовленной в АО ИО РАН.

На полигоне PS1 (см. рис. 1) с целью идентификации и картирования донных ландшафтов выполнено 582 погонных километра комплексных геофизических профилей с использованием интерферометрического гидролокатора бокового обзора Benthos C3D, гидрографического комплекса Simrad EA400SP и штатного судового профилографа Bathy-2010 CHIRP Profiler. Используемый комплекс геофизического оборудования на параллельных галсах через 500 м позволил получить сплошную мозаику ГЛБО, многолучевую батиметрическую съемку участка, высокоточную однолучевую эхолотную съемку и акустические профили донных отложений различного разрешения и глубины проникновения. Для интерпретации сонарных данных по оперативно полученной в рейсе мозаике ГЛБО были намечены и отобраны дночерпателем 10 проб донных отложений.

На полигоне PS1 обнаружены протяженные глубокие борозды (рис. 2), впервые отмеченные в 64-м рейсе НИС «Академик Мстислав Келдыш» на примыкающем южнее участке. Борозды образованы около 14 тыс. лет назад в результате выпахивания дна огромными айсбергами, отколовшимися от отступающего ледника и бороздящими воды Балтийского Ледникового Озера. Такие формы рельефа в Юго-Восточной Балтике ранее не были описаны и требуют дальнейшего детального изучения

Рис. 2. Сонарное изображение дна на участке PS1.
 

Так же в южной части полигона PS1 вблизи польской границы было обнаружено затонувшее судно (рис. 3). Длина судна около 70 м, высота надстройки около 15 м. С целью идентификации судна необходимо дополнительное обследование автономным телеуправляемым подводным аппаратом.

Рис. 3. Сонарное изображение затонувшего судна.
 

В донных отложениях полигона PS1 на некоторых станциях отмечено большое количество железо-марганцевых конкреций (рис. 4), происхождение которых до сих пор остается дискуссионным. Такой объем конкреций в осадках может представлять интерес с точки зрения добычи полезных ископаемых.

Рис. 4. Отобранные со дна железо-марганцевые конкреции.
 
Состав экспедиции.
 

Репортаж о рейсе можно посмотреть тут 

All rights reserved © Copyright 2016 – 2017.
Все материалы на сайте являются интеллектуальной собственностью компании. Полное или частичное использование информации возможно только с разрешения администрации.